Весной 1865 года на Британский рынок был привезен новый товар, который был принят с восторгом, особенно медицинским сообществом. Этот продукт был мясным экстрактом Либиха – густая, тёмная коричневая жидкость с сильным мясным запахом.
При добавлении воды он мгновенно превращался в говяжий бульон или основу для супа. Таким образом, это была удобная альтернатива хлопотному приготовлению бульона из мяса в домашних условиях.
Многие увидели в новом продукте громадный потенциал: этой легко переносимой едой можно было бы накормить целые армии на поле боя, защитить моряков от цинги и бедной мясом вынужденной «диеты» и даже увеличить производительность рабочего класса. Также бытовало мнение, что новый мясной экстракт обладает лечебными свойствами.
Многие физиологи и аптекари свидетельствовали, что мясной настой и мясной экстракт были ценными для восстановления сил выздоравливающих пациентов. Действительно, этому экстракту уделили пристальное внимание не только популярные, но и профессиональные медицинские журналы. Продукт успешно продавался и занял твердое место на кухне хозяек.
Как все начиналось
Юстес фон Либих – немецкий химик, родился в 1803 году в Дармштадте в семье простого аптекаря. Приставку фон к своей фамилии он получил много позже за особые заслуги перед Германией. Юстес еще в школе решил стать химиком, хотя в то время скептически относились к такому занятию, считаю его сродни алхимии. Пройдя обучение у аптекаря, затем два года в немецком университете, он завершил курс наук в Париже.
Его успехи в учебе были оценены приглашением стать профессором химии в университет в Гисене (Германия). А Либиху тогда был всего 21 год.
Юстес особенно увлекался органической химией, что было нетипично для начала XIX века. Кто проходил курс этой химии в университете, знает какие кракозябры из углерода, водорода и кислорода надо запоминать. В то время в университетах было принято преподавать химию только теоретически.
Юстес решил дополнить его практикой, для чего создал собственную образцовую лабораторию в помещениях бывшей казармы, в комнате площадью 38 кв.м. – сейчас в этом здание музей Либиха.
А в 1840-х гг. Юстес фон Либих стал одним из самых известных специалистов в области химии в мире. Наряду с лабораторными опытами и преподаванием, Юстес написал много работ по питанию и считал, что сбалансированное питание является основой правильной диеты.
Как и другие химики-пищевики девятнадцатого века, он принял идею о том, что открытое еще до него соединение осмазом (так называют осадок, образующийся при кипячении в воде продуктов животного происхождения, в частности мяса, и последующем осаждении спиртом) является ответственным за вкус и цвет мяса, а также, возможно, за его питательную ценность.
В 1847 году он изложил свои предложения по «рациональной системе питания», включая инструкции по сохранению и извлечению компонентов мяса. Он обнародовал свои идеи и заявил, что это вопрос совести и пообещал поддержать любые способы производства экстракта говядины в коммерческих масштабах.
Либих давал врачам и аптекарям совет создавать маленькие порции «говяжьего чая». Для этого надо было замачивать постное сырое мясо в течение нескольких часов в холодной воде, добавлять соль и соляную кислоту и процеживать. Полученную жидкость подавали чуть теплой.
Говяжий чай, известный как extractum carnis в выпаренном состоянии, вскоре был допущен в качестве легального лекарственного средства в Баварскую фармакопею.
В 1851 году врач Вильям Бенек (William Beneke) сообщил в медицинском журнале «Ланцет», что он успешно использует говяжий чай Либиха прописывая его в случаях золотухи, чахотки, тифа и различных расстройств желудка.
Таким образом, говяжий чай производился в небольших количествах и использовался как лекарство, отчасти еще и потому, что процесс его производства был утомительным и использовалась дорогостоящая европейская говядина.
«Я едва ли верю в какое-либо лекарство больше, чем в мясной чай», – отмечал Бенек.
Промышленное производство экстракта Либиха
В 1862 году Либих нашел партнера для промышленного производства мясного экстракта в Южной Америке. Это был George Christian Giebert – немецкий инженер строивший автомобильные и железные дороги в Бразилии. Они с Либихом проработали детали их предприятия. Гиберт приобрел крупный рогатый скот, а также 28 тысяч акров земли у фрау Бентос в долине реки Уругвай в Южной Америке.
В Европе было закуплено около десяти тысяч единиц техники и переправлено в Южную Америку. Гиберта немного изменил рекомендации Либиха и процесс производства выглядел так: рабочие прессовали мясо животных в кашицу с помощью железного валика, опускали кашицу в горячую воду, давали жидкости вытекать в другой чан, удаляли жир и уменьшали напор и давление, чтобы вывести лишнюю жидкость и сделать готовый продукт в виде густой подливки, готовой к упаковке и экспорту. Первые образцы из Южной Америки прибыли в Европу в начале 1865 года.
Это было лучшее время для выхода на рынок. Во-первых, середина XIX столетия была временем безоговорочной веры в науку. Во-вторых, это была эпоха говядины – многие полагали, что трудящиеся классы, в частности, нуждаются в животной пище, чтобы оставаться продуктивными, поэтому долг нации – закупать недорогую говядину. И, в-третьих, многие англичане верили, что обширные и недорогие южноамериканские и австралийские стада крупного рогатого скота могут удовлетворить их потребности.
Юстес фон Либих умер в 1873 году. Но его компания продолжала развиваться. К 1875 году на заводе в Южной Америке ежегодно производилось 500 тонн экстракта. Постепенно критики продукции сделали вывод, что экстракт не обладает высокой питательной ценностью и из-за этого не может быть лекарством, но это не помешало ему утвердиться на кухнях у хозяек.
Реклама экстракта Либиха
В начале 1865 года промоутер мясного экстракта обрушил на британскую прессу волну рекламы. Либих заявил, что только Liebig Extract of Meat Company Limited, возглавляемая Гибертом, имела право на имя Либиха. Компания заявила, что гарантирует чистоту и качество своего продукта с помощью анализов, проведенных лично Либихом и его помощником Максом фон Петтенкофером (Max von Pettenkofer).
Для продвижения продукта использовались все возможные способы – открытки, настольные карточки, детские игры, календари, плакаты, бумажные игрушки, писались кулинарные книги. Сейчас наборы карточек пользуются большим вниманием коллекционеров.
Источник информации:
- Mark R. Finlay QUACKERY AND COOKERY: JUSTUS VON LIEBIG’S EXTRACT OF MEAT AND THE THEORY OF NUTRITION IN THE VICTORIAN AGE. Bulletin of the History of Medicine Vol. 66, No. 3 (FALL 1992), pp. 404-418 Published by The Johns Hopkins University Press