Торговая марка средств для ухода за полостью рта Хлородонт (нем. Chlorodont®), весьма распространенная в первой половине XX века в Европе, несмотря на название, ничего общего с хлором не имеет.
Её создатель, немецкий фармацевт Оттомар Хайнсиус фон Майенбург (нем. Ottomar Heinsius von Mayenburg) увлекался греческим языком, на котором chloros означает «зелёный», а odon -«зуб». Вместе это должно было означать «свежесть зубов». Оригинальная паста имела вкус перечной мяты и знаменовала собой начало современной гигиены полости рта в Европе.
Начало
Оттомар Хайнсиус фон Майенбург (1865-1932) был сыном высокопоставленного чиновника в Лейпциге. Там же окончил университет по фармакологии, а чуть позже получил степень доктора на философском факультете. После окончания университета уехал в Дрезден работать в аптеке. В 1901 году он приобрел собственную аптеку Löwen-Apotheke, имевшую историю с 1631 год, и дела его шли неплохо.
Там, в своей лаборатории на чердаке аптеки Оттомар работал над созданием настоек, слабительных средств и кремов.
Путем комбинации зубного порошка, жидкости для полоскания рта и ароматического масла он получил зубную пасту, которой особенно гордился.
В мае 1907 года ему пришла в голову блестящая идея наполнить зубной пастой гибкие металлические тюбики. Это был час рождения мирового бренда Chlorodont, сделавшего фон Майенбурга чрезвычайно богатым. Но он не был первопроходцем. Просто в то время мало кто из европейцев знал о существовании пасты американского бренда Colgate, которая была изобретена еще в 1873 году, но пока не пробралась в старушку Европу.
Leowerke
В том же 1907 году была основана компания Leowerke для производства Хлородонта. Через десять лет, в 1917 году в Leowerke работало шестьдесят сотрудников. В следующие годы компания расширилась и стала крупнейшим производителем стоматологической продукции в Европе с более чем 1500 сотрудниками (1932) в 27 филиалах в Германии и за рубежом.
Компания была самодостаточной и почти все компоненты, такие как лайм, перечная мята и упаковка делались на собственном производстве, а технология производства непрерывно совершенствовалась. Умная реклама в сочетании с кампаниями по повышению осведомленности населения способствовала расширению сбыта.
Зуб жив! Подумайте об этом и действуйте соответственно!
Основным продуктом компании всегда была зубная паста Хлородонт. С 1924 по 1966 год выпускался еще крем Leo и знаменитые таблетки Leo (травяное слабительное средство из алоэ, корня ревеня и экстракта облепихи – не зря Оттомар занимался именно этим!), которые продавались под лозунгом «Как бальзам для кишечника».
В феврале 1945 года завод в Дрездене был сильно разрушен во время бомбардировок, но после войны восстановлен и производство возобновилось. Из-за того, что после войны Дрезден оказался в Советской зоне влияния штаб-квартира Leowerke в 1950 году была перенесена во Франкфурт-на-Майне. А компания Leowerke, оставшиеся на востоке, в 1952 году была национализирована и стала государственной компанией Elbe-Chemie и продолжила в новом статусе выпускать средства гигиены полости рта и зубов.
Ассортимент продукции был расширен за счет детской зубной пасты Putzi, однако в начале 1980-х годов она исчезла с прилавков. С 1990 года компания в Дрездене называется DENTAL -Kosmetik GmbH & Co. KG и продолжает выпускать средства для гигиены полости рта и полноправно считает себя правнучкой той самой первой Leowerke.
Хлородонт в СССР?
Для нас может быть интереснее та часть истории Хлородонта, которая происходила в нашей стране. В 1926 году в Москве по адресу ул. Ольховская д. 4 по концессии была открыта фабрика «Хлородонт». Их гигиеническая продукция стала практически № 1 в СССР.
Отсутствие конкурентов и многочисленная реклама в периодических изданиях таких как «Огонёк», «Женский журнал» обеспечили хороший сбыт.
Однако советская история Хлородонта была недолгой – всего около 10 лет. В конце 1937 году руководителей фабрики заподозрили в шпионаже. Руководство подверглось репрессиям, и московская фабрика была закрыта.
В 2000 году ежедневная газета Dresdner Latest News назвала Оттомара Хайнсиуса фон Майенбурга одним из «100 дрезденцев ХХ века».
В 2000 году ежедневная газета Dresdner Latest News назвала Оттомара Хайнсиуса фон Майенбурга одним из «100 дрезденцев ХХ века».
Источники информации:
- Geschichte der Pharmazie 71. Jahrgang April 2019, 1-2,5-7
- Электронный ресурс: apo.loewen-apotheke-dresden.de
- Электронный ресурс: dental-kosmetik.de
- Никакой пощады шпионам и изменникам родины : Сборник материалов о методах шпионской и диверсионной деятельности троцкистско-бухаринской агентуры японо-нем. фашизма. – Челябинск : Челябгиз, 1937.